Чьи вертолеты смогут с 1 ноября свободно летать над городом

1 ноября в Петербурге произойдет воздушная революция – с этого момента в небе над городом смогут летать не только МЧС, скорая помощь и военные, но и простые горожане, обладатели семейных вертолетов и самолетов. Одновременно упростится и ускорится выдача разрешений на полеты.

ПВО дает добро

Сбылась мечта легендарного летчика Матиаса Руста: совершая свой полет сейчас, он мог бы сделать это совершенно легально и приземлиться, правда, не на  самой Дворцовой площади, но неподалеку. Ближе к весне сбудется мечта еще одного легендарного летчика, Вадима Базыкина – в Петербурге появятся еще 17 вертолетных площадок.

 Праздновать победу еще рано, но сделано главное – сломлено сопротивление военных ведомств, в частности, сил ПВО, дравшихся за право контролировать небо над городом. До сих пор разрешение на полеты вертолетов и самолетов над Петербургом выдавали только федеральные ведомства и военные – ФСБ, 6-я Воздушная армия, Росавиация, Управление воздушным движением. На получение разрешения, как правило, уходило не менее 2 — 5 суток. Поднаторевшие в этом деле профи – вертолетные авиапредприятия «Спарк +», «Балтийские авиалинии» и единственная  городе специализирующаяся на вертолетном туризме турфирма «Экси-тур», умудрялись выбить разрешение быстрее – обратившись к ним с утра, не позже 9 часов, можно было взлететь в тот же день или утром на следующий.

Столь сложный порядок выдачи разрешений был связан с тем, что воздушное пространство над Петербургом имело статус запретной зоны. 1 ноября вступает в силу приказ Минтранса, исключающий его из списка запретных зон и переводящий в статус зоны ограничения полетов. Ограничение, как известно, – более мягкая степень запрета. В этой зоне, а простираться она будет над всей территорией Петербурга в границах КАД, за исключением Курортного и Петродворцового районов, разрешения на полеты будет давать Комитет по транспортно-транзитной политике (КТТП). В этой истории нет ничего личного – как заверили нас в КТТП, ни у кого из членов комитета и даже у членов городского правительства нет ни личных, ни служебных самолетов или вертолетов. У них есть другое – понимание международной обстановки и нужд горожан. В ходе последних визитов Дмитрия Медведева к Бараку Обаме и другим лидерам международная обстановка стала настолько миролюбивой, что защита неба над Петербургом от вражеских бомбардировщиков уже не представляется приоритетной задачей – это поняли даже военные.

— Они не особенно сопротивлялись решению, — рассказывает Ксения Горлевая из Комитета по транспортно-транзитной политике. — В Минтранс через губернатора обратился наш комитет. Инициатива была озвучена всеми авиационными ведомствами. В частности, Пулково выступало за снятие зоны для того, чтобы создать возможность разрабатывать новые схемы маневрирования, так как рост пассажиропотока вызвал рост количества взлетов и посадок.

Одновременно повысилась потребность горожан в частной авиации. Явление для нашей страны достаточно новое – только в 1997 году вышел новый Воздушный кодекс РФ, позволивший покупать и эксплуатировать воздушные суда иностранного и российского производства частным лицам и компаниям. Сейчас собственные вертолеты есть у многих петербуржцев, например, у Игоря Лейтиса, президента холдинга «Адамант». Собственный гидросамолет — у директора компании «Элита Девелопмент» Владимира Любомирова. Увлекается пилотированием самолетов, но пока не имеет своего (по нашим данным) генеральный директор холдинга «Эталон-ЛенСпецСМУ» Дмитрий Заренков…

По оценкам КТТП, парк малой авиации Петербурга (небольшие вертолеты и самолеты) насчитывает всего около 30 единиц.

Читайте также:  Самолеты Джеймса Бонда использовали для "шпионской" свадьбы миллионера

— Когда аэродром Ржевка, специализировавшийся на малой авиации, разогнали, у нас пропала возможность точно оценивать существующий парк, вертолеты растащили по огородам, у каждого бизнесмена по вертолету, летают без регистрации, — рассказывает Вадим Базыкин. – Только у меня в «Спарк +» 7 своих машин и еще 4 в аренде, в «Балтийских авиалиниях» — 4 вертолета, но основная масса – у частных владельцев, таких не меньше 30.

Есть 1 вертолет у ГУ МЧС по Петербургу и Ленобласти и 2 вертолета – у Северо-Западного центра МЧС. У скорой помощи нет ни одного своего вертолета. Итого – 3 социальных вертолета на город. Тем не менее, именно социальными задачами объясняется упрощение выдачи разрешений на полеты.

Кому это нужно

— Я лишь один из соавторов проекта, — рассказывает Вадим Базыкин, главный консультант городской программы развития вертолетного движения. – Это нужно всем, это европейский опыт. Мы сейчас отстаем от всех. Из стран СНГ первым принял упрощенную систему Казахстан. Мы уже более 10 лет работаем в Норвегии. Там, чтобы взлететь, нужно за 20 минут отправить заявку по факсу. В Москве вопрос решается за 2 — 3 часа. В Петербурге – за 5 суток. Непременно нужно согласовать с администрацией села Гадюкино, что оно не возражает (Гадюкино – в данном случае не образ, а реальное село с таким названием близ горнолыжного курорта  под Коробицыном, куда уже более 3 лет пытаются наладить регулярные вертолетные рейсы.  – А. О.). Главный вопрос сейчас – доставка больных…

Весной 2006-го Валентина Матвиенко рассказывала, что уже к 1 мая 2006-го в Петербурге будет построено пять вертолетных площадок при лечебных учреждениях – Детской городской больнице № 1,  Городской больнице № 1, НИИ скорой помощи им. Джанелидзе, Александровской больнице и Ленинградской областной клинической больнице.  Из этого плана претворился в жизнь только один проект – в феврале 2007-го открылась вертолетная площадка в НИИ скорой помощи.

Медицина восприняла нововведение с энтузиазмом, но сдержанным.

— Прежде всего, это поможет самим авиационным компаниям, которые зарабатывают деньги, не сравнимые с нашими тарифами – за вертолет сейчас просят около 5 тыс. евро в час – 200 тыс. рублей,  — рассказывает Лев Авербах, генеральный директор и главврач частной скорой помощи Coris. – Спрос на использование вертолета для нужд скорой помощи есть, но весьма ограниченный и множеством факторов – вертолеты не летают в изморозь, ночью, в холод. Тем не менее, примерно раз в 2 месяца находятся люди, готовые заплатить такие деньги, и мы арендуем вертолет у «Балтийских авиалиний» или у Американской медицинской клиники.

На больших расстояниях, до 1,5 часа полета, со скоростью 250 км/ч вертолет дает заметное преимущество по сравнению с машиной, даже с учетом того, что до ближайшей вертолетной площадки нужно еще доехать на машине – на вертолетах мы возим больных, например, из Карелии. Хотя считается, что площадки есть в Ленинградской областной больнице и в Джанелидзе, я что-то не видел, чтобы туда кто-то летал. Мы пользовались площадкой Петропавловки. При 1,5 часа полета в один конец время, уходящее на получение разрешения, весьма критично. Если в 9 утра подаешь заявку, к 11 можно сделать разрешение, а если во второй половине дня – только на следующее утро. Так что упрощение системы нам, конечно, тоже поможет. Хорошо бы, чтоб еще люди стали обязательнее. Не у всех есть возможность заплатить сразу. Мы входим в положение и иногда берем на себя риск. В июне этого года человек упросил нас принять его  из Сургута на самолете. Больной выздоровел давно, я полгода уже звоню ему и не могу получить 100 тыс. руб. С тех пор работаем только по предоплате. 

Читайте также:  В Ницце появится современный вертодром

— Этим летом мы на вертолете к больным ни разу не летали, хотя 4 — 5 раз обсуждалась целесообразность такой помощи, — рассказывает Ефим Данилевич, генеральный директор Американской медицинской клиники. —    Летом 2009-го два или три раза на вертолетах эвакуировали. Актуальный пример —  с острова в районе Кижей. В таких случаях мы принимаем решение по совокупности факторов – медицинская ситуация,  можно ли получить одобрение от страховой компании (это удается не всегда), даст ли вертолет выигрыш по времени с учетом ситуации на дорогах. Оперативность разрешения – не последний, однако, и не первый из сдерживающих факторов. Конечно, здорово, если и у нас система упростится. Однако и при современной системе у нас за все время сорвался только один вылет – не успели до темноты. И хорошо, что не полетели, – как выяснилось, паника со стороны родственников больного была неадекватной – оказался перелом руки, а не ноги. Перелом – вообще не тот случай, когда нужен вертолет, но даже если человек палец сломал, но хочет непременно на вертолете – мы не отказываем.

 В общем, получается, что применение вертолетов для скорой помощи – пока  скорее исключение, чем ежедневная практика.

Где парковаться

В марте 2009-го автономная некоммерческая организация (АНО) «Альянс-Авиа» получила от города два земельных участка площадью более 15 га в районе Взлетной ул., близ Пулкова. Под изыскательские работы на предмет строительства вертодрома. Участки под изыскания даются на 11 месяцев по регламенту. Так что срок истек, и мы позвонили в «Альянс-Авиа», чтоб узнать, когда идти к ним с шампанским.

— Ведем изыскания, — рассказал Игорь, сотрудник компании, пожелавший называть свою фамилию.

— Так срок истек.

— Это уже другие изыскания, новые. Пока что можно сказать, что построить вертодром в этом месте вполне реально. Участок в аренде. Собираем документы, ведем поиски привлеченного инвестора.

Слава богу, у вертолетовладельцев есть альтернативные варианты.

За последнее время к 6 существовавшим вертолетным площадкам – Пулково, Петропавловка, Елагин остров, Петергоф, Царское Село, крыша гостиницы «Амбассадор» на ул. Римского-Корсакова добавилось еще 7 — Благовещенский мост, Парголово, Московское шоссе, 231, Уткина заводь, Девяткино, форт «Константин», Центральный яхт-клуб. Итого – 12 площадок.

Сейчас на вертолеты появился сезонный спрос – летом их арендуют под свадьбы. Теоретически должна падать цена, но сейчас, похоже, спрос растет быстрее, чем парк малой авиации. За 2,5 года цена на аренду МИ-8 вместимостью 20 человек подскочила с 65 тыс. руб./час до 85 — 95 тыс. руб./час, при том что себестоимость осталась примерно прежней – около $1 — 1,2 тыс., или 30 — 40 тыс. руб./час.

Читайте также:  Полеты над Монако будут запрещены

— Цена может упасть раза в 3 при существенном росте парка авиации, — утешает Вадим Базыкин. – К тому же необязательно арендовать МИ-8. Час полета на 4 – 5-местном вертолете обходится в 40 — 45 тыс. руб., на 2-местном – 17 — 18 тыс. руб. К лету 2011 года в Петербурге появится как минимум еще 17 вертолетных площадок. 11 уже построены, но не открыты – 2 — 3 месяца уйдет на согласования, 4 – еще в проекте. Появится площадка перед выездом  на Выборгское шоссе с кольцевой у ТРК «Мега-Парнас», в районе ответвления на пр. Культуры, в Кронштадте…

Сколько ждать взлета

Со сроками выдачи разрешений на полеты КТТП пока тоже не слишком обнадежил. Ускорение получается какое-то странное. Вместо  2 — 3 часов (только для медиков, ФСБ, милиции) до 2 — 5 суток, как сейчас…

— Проект административного регламента предполагает срок до 30 дней в зависимости от полноты поданного пакета документов, — сообщили  в Комитете по транспортно-транзитной политике.

Главное — что верхняя граница определена: собравшись полетать с друзьями на самолете, через месяц вы уж точно выясните, получится это или нет. В зависимости от полноты пакета… А как иначе? Ведь в небо теперь ломанутся не только профессионалы, а все желающие.

— Не совсем так, — уточняет Ксения Горлевая. — Разрешения на полеты физическим лицам будут выдаваться на основе наличия у них Private Pilot license, документа, подтверждающего летные навыки. 

Навыков будет недостаточно. Дело в том, что никакой конкретной карты с трассировкой воздушных дорог над городом у КТТП нет. Каждый может сам попытаться ее нарисовать, имея карту города с Невой, ее притоками и другим речками. Но представление ваше о разрешенных для полета зонах проверит Росавиация и специально обученные инструкторы. Стыковать заявки между собой и отслеживать, не уклонились ли с маршрута, будет диспетчерский пункт аэропорта Пулково.

— Только для выработки навыков ориентации в городе, нужно будет пройти обучение в течение 3 дней по 6 — 7 часов, изучить возможные маршруты, точки входа в город на севере, на юге, — рассказывает Вадим Базыкин.

— Движение организуется по маршрутам над водными путями и КАД, — сообщили в КТТП. — Над зданиями и сооружениями летать нельзя. Таким образом, над Эрмитажем летать нельзя, но над Невой у Эрмитажа можно.

Минимальная высота полета определена так – 3 км. Сесть на воду можно будет только на гидросамолете. И то не везде, а только на специальных гидроаэродромах, каковых в городе всего 2 – остров Бычий и Геркулес-гидро (поселок Лахта). Несанкционированные посадки на самолетах без поплавков будут рассматриваться как преступление и караться со всей возможной жестокостью.

Алексей ОРЕШКИН

Источник: Город 812