Авиация общего назначения в России – падчерица

Позиция Международного консультативно-аналитического агентства «Безопасность полетов» по развитию авиации общего назначения (АОН) в России

1. Значение АОН в экономике страны и социальной жизни общества

АОН – это важнейшая составная часть глобальной транспортной системы, дополняющая коммерческую авиацию и другие виды транспорта. Она служит гибким, быстрым и эффективным видом связи удаленных районов с деловыми центрами. Для России с ее огромными пространствами, неразвитой транспортной инфраструктурой автомобильных и железных дорог, надолго замерзающими реками и озерами, частная авиация – огромное благо.

Она создает сотни тысяч рабочих мест и стимулирует экономический рост, способствует развитию бизнеса, торговли, туризма и культуры.

Она способствует возрождению российского авиапрома. Россию без авиации представить невозможно.

Она способствует развитию, сохранению и возрождению тысяч малых аэродромов и посадочных площадок, заброшенных в конце 90 годов прошлого столетия.

Мы должны всегда помнить простое, но очень точное высказывание: «Два километра шоссе или железной дороги не ведут никуда, два километра взлетно-посадочной полосы ведут куда угодно!»

2. Действия Росавиации по закрытию частных учебных центров – неправильные, а с точки зрения влияния на социальное развитие общества – вредные.

Выдать официальные лицензии частным учебным центрам, чтобы отобрать в дальнейшем, закрыть их, убить бизнес, вместо того чтобы заставить привести учебные процессы в соответствие с требованиями ИКАО – это недопустимо и противозаконно. Это похоже на решения Ивана Грозного, «первого борца за безопасность полетов»: «Выдумку сжечь, выдумщика, прыгнувшего с колокольни на самодельных крыльях, посадить на кол».

3. Что делать?

Энергично поднимать уровень безопасности полетов АОН, руководствуясь Федеральным законом Российской Федерации № 260-ФЗ от 25 декабря 2012 года «О внесении изменения в Воздушный кодекс Российской Федерации», который дополнил его статьей 24.1, ставшей важнейшей поправкой к Воздушному кодексу в вопросе о Системе управления безопасностью полетов в Российской Федерации.

Статья 24.1

1. Реализация государственной системы управления безопасностью полетов гражданских воздушных судов обеспечивается в Российской Федерации в соответствии с международными стандартами Международной организации гражданской авиации.

2. Правительство Российской Федерации в рамках обеспечения реализации государственной системы управления безопасностью полетов гражданских воздушных судов устанавливает порядок разработки и применения систем управления безопасностью полетов воздушных судов юридическими лицами – разработчиками и изготовителями гражданских воздушных судов, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими коммерческие воздушные перевозки, юридическими лицами, осуществляющими техническое обслуживание гражданских воздушных судов, аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов, образовательными организациями и организациями, осуществляющими подготовку пилотов гражданских воздушных судов, операторами сертифицированных аэродромов гражданской авиации в отношении воздушных судов, разработка, производство, эксплуатация или обслуживание которых осуществляется указанными юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, образовательными учреждениями.

3. В целях управления безопасностью полетов гражданских воздушных судов, уполномоченный орган в области гражданской авиации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, осуществляет сбор и анализ данных о факторах опасности и риска, создающих угрозу безопасности полетов гражданских воздушных судов, хранение этих данных и обмен ими в соответствии с международными стандартами Международной организации гражданской авиации.

Проверить и восстановить частные авиационные учебные заведения и клубы, доведя их до соответствия международным требованиям, внедрив: Приложение 1 к Чикагской Конвенции «Выдача свидетельств авиационному персоналу», “Руководство по обучению (комплексный курс подготовки пилотов коммерческой авиации, техническое обслуживание воздушных судов (техник, инженер, механик), метеорологическое обеспечение диспетчеров воздушного движения и пилотов” (Doc 7192), “Эксплуатационный справочник пилота легкого самолета” (Doc 9516) и другие документы ИКАО.

Использовать в учебных заведениях и клубах плакаты по безопасности полетов, подготовленные Международным консультативно-аналитическим агентством «Безопасность полетов полетов» – http://aviasafety.ru/product-category/posters/. К сожалению, в Каталоге визуальных средств обучения ИКАО, всего три плаката на русском языке.

Обеспечить повышенный контроль за полетами АОН. В настоящее время в роли пилотов летают губернаторы и члены правительства, крупные бизнесмены, шоумены и банкиры, самостоятельные и обеспеченные мужчины и женщины. Что ими движет? – Величайшая внутренняя гордость от того, что тебе подвластна еще одна стихия, а в твоих руках – послушный самолет или вертолет. Но, к сожалению, развитие частной авиации в России прямо пропорционально количеству трагедий. Для многих непрофессиональных пилотов управление воздушным судном похоже на вождение автомобиля: надо повернуть налево – крути штурвал влево, надо вправо, крути вправо. Необходимо подняться в горку, «поддай газку». Спускаешься с горки, подбери газ. Так же и на самолете. Кажется, очень просто. Но самолет – это не автомобиль. А если и купишь права, как это иногда бывает в ГИБДД, то можешь очень быстро их потерять, а с ними и жизнь тоже.

Использовать международный опыт по развитию АОН, в частности, австралийский (самая передовая страна в мире по безопасности полетов) и американский, где в ходу общепринятое в мире выражение: «Не можешь дать денег – дай свободу”.

Австралия законодательно определила, чем занимается АОН:

“Обычно авиацией общего назначения называют часть авиационной отрасли, занимающуюся перевозками, которые не выполняет коммерческая авиация. К ним можно отнести небольшие чартерные перевозки, перевозки с медицинскими целями, тушение пожаров, учебные полеты и такие воздушные работы, как аэрофотосъемка и наблюдательные полеты. К этому типу авиационной деятельности также относятся частные, деловые, развлекательные и спортивные полеты».

Кроме этого, Австралия правительственным распоряжением определила приоритеты по контролю за безопасностью полетов: коммерческая пассажирская авиация, коммерческая грузовая авиация и АОН. Это сняло высокую ответственность с регулятора, но дало свободу общественным организациям АОН (https://infrastructure.gov.au/aviation/general/index.aspx).

В разговоре с частными пилотами США о перевозке на собственном самолете друзей они сообщили, что руководствуются Приложением 9 к Конвенции о международной гражданской авиации – “Упрощение формальностей”, заполняя узаконенные этим Приложением формы пассажирских и грузовых деклараций (билеты они использовать не могут).

Создать Фонд безопасности полетов и развития АОН. Следует понимать, что ни Минтранс, ни Росавиация, ни Ространснадзор не смогут повысить безопасность полетов частных пилотов. Они заняты большими авиационными перевозками. В лучшем случае, после каждой катастрофы начнутся новые запреты. Не летать ведь безопаснее.

России необходима новая форма помощи развитию частной авиации, дополняющая деятельность российской Ассоциации владельцев воздушных судов и пилотов (АОПА), Федерации любителей авиации России, Профессионального Союза АОН, Объединенной федерации сверхлегкой авиации России (ОФ СЛА России).

На наш взгляд, создание Фонда безопасности полетов и развития АОН поможет решить многие серьезные проблемы. Вот пример: 16 июля 1999 года в США погиб частный пилот. Это был Джон Фицджеральд Кеннеди, сын 35-го президента США. Он с женой и её сестрой вылетел на самолёте «Пайпер Саратога» на свадьбу двоюродной сестры. Имея опыт полетов не более 300 часов на самолете, и только по правилам визуальных полетов, он, встретив сложную погоду, не справился с управлением, потерял пространственную ориентировку, самолет свалился в штопор и упал в Атлантический океан. Молодые жизни были загублены.

В тот год Фонд безопасности полетов АОPA США организовал более 1000 семинаров, чтобы научить частных пилотов выходу из штопора, выпустил великолепные аудиовизуальные средства обучения по данной теме. Вы скажете, это они сделали это из-за знаменитой семьи Кеннеди. Нет. Просто в США есть организация, очень ответственно занимающаяся безопасностью полетов частной авиации: Фонд безопасности полетов АОН, самый мощный помощник Федерального управления гражданской авиации США по повышению безопасности полетов частной авиации.

Международное консультативно-аналитическое агентство «Безопасность полетов» направило Помощнику Президента Российской Федерации, Председателю Комиссии при Президенте Российской Федерации по развитию авиации общего назначения Левитину И.Е. предложения по повышению безопасности полетов авиации общего назначения в Российской Федерации (http://aviasafety.ru/wp-content/uploads/2015/11/20150817Levitinu.pdf)

4. Срочно погасить конфликт. Учитывая неоднократные обращения пилотов АОН к Президенту Российской Федерации с требованием навести порядок, считаем необходимым срочно пойти навстречу пилотам, руководствуясь при этом Стандартами ИКАО и существующим международным опытом, дополняя законодательные акты и Федеральные авиационные правила.

Из высказывая бывшего руководителя Федерального авиационного управления США, адмирала Энгена: “Некоторые Министры обороны и транспорта лишились своих постов, после того как конгрессмены, сенаторы, крупные бизнесмены, голливудские звезды и просто известные в США люди стали покупать самолеты. Они посчитали, что бюрократы нарушают положения конституции США о свободе перемещения граждан! (http://aviasafety.ru/10910/).

5. Помощь пилотам АОН. Международное консультативно-аналитическое агентство «Безопасность полетов», обладая большим международным опытом, всегда готово оказывать всестороннюю методическую помощь пилотам АОН. На сайте Агентства мы открыли страницу в помощь пилотам АОН (http://aviasafety.ru/category/ga/).

Источник: AviaSafety